Битва за электронную почту

Microsoft опережает IBM в споре за рынок почтовых систем, оставляя вместе c тем шанс и для альтернативных решений

Согласно данным недавнего отчета компании Gartner, на рынке­ программного обеспечения электронной почты ;календарей корпорация Microsoft развивается быстрее своими предложениями вызывает интерес у большего числа пользователей, чем IBM.

В отчете, посвященном расстановке сил на рынке электронной почты, в котором отражены выводы опроса 402 корпоративных пользователей из США, Италии, Франции и Германии, говорится, что оба производителя практически загнали себя в тупик, стремясь переманить пользователей друг у друга, и что в ближайшие годы круг поставщиков массовых решений электронной почты начнет расширяться.

Опрос был проведен в сентябре и октябре 2006 года, но его результаты были опубликованы лишь недавно.

Эта публикация появилась в промежутке между выпуском Exchange 2007, состоявшимся в конце минувшего года, и прошедшей в конце января ежегодной конференцией IBM Lotusphere.

Эта конференция была посвящена Notes/Domino 8, выпуск которого запланирован на середину года, и новым инструментальным средствам совместной работы, поддерживающим формирование социальных сетей.

Отчет был также опубликован после того, как подразделение IBM Lotus Software сообщило, что уже второй год подряд его оборот увеличивается больше чем на 10%p, а в четвертом квартале 2006 года объем продаж лицензий на Notes вырос более чем на 30%p.

«Эти новости внушают оптимизм», — отметил Том Остин, автор отчета, выпущенного Gartner.

Исследование Gartner обнаружило несколько важных фактов, в том числе и то, что Microsoft значительно опережает IBM по числу пользователей (62%p против 26%p).

«Мы не предполагали, что разница настолько велика», — заметил Остин.

Между тем в наиболее крупных компаниях со штатом более 100 тыс. человек 51%p сотрудников пользуются электронной почтой Microsoft и 37%p — предпочитают IBM. Эти данные отражают тот факт, что самые серьезные перспективы IBM связаны с более крупными компаниями, которые, как правило, используют платформу Notes/Domino для поддержки групповой работы, а также для работы электронной почты.

Фактически опрос показал, что представленные Gartner данные о количестве рабочих мест электронной почты не отражают уровня использования Notes/Domino, поскольку не все пользователи приложений Notes/Domino применяют Notes в качестве средства электронной почты.

«Это говорит о том, что на крупных предприятиях IBM и Microsoft держатся на равных, но чем меньше по размеру предприятие, тем меньше у IBM шансов даже приблизиться к Microsoft по количеству рабочих мест электронной почты», — подчеркнул Остин.

Согласно данным опроса, количество пользователей Microsoft в 2004-2006 годах увеличилось более чем на 17%p, в то время как для IBM этот показатель составил 11%p.

В отчете отмечается, что Microsoft удалось довести свою долю рынка (по количеству рабочих мест электронной почты) до 60%p почти на три года быстрее, чем предполагали в Gartner.

Таким образом, Gartner пришлось пересмотреть свои прогнозы, и теперь утверждается, что к 2009 году пользователи на этом рынке распределятся так: 70%p отдадут предпочтение Microsoft и 17%p — IBM.

Опрос показал, что IBM продолжает терять пользователей своей электронной почты, поскольку корпорация недостаточно эффективно борется на этом рынке за клиентов.

Согласно данным опроса, многие пользователи считают, что Microsoft сейчас «находится в середине пути», а решение IBM называют «высокоуровневой, многофункциональной и более расширяемой, хотя и более дорогой альтернативой».

Правда, участники опроса отметили, что решение IBM того стоит, поскольку эта платформа электронной почты позволяет делать значительно больше; продукт Microsoft уступает решению IBM, однако корпорации удалось частично восполнить этот разрыв с помощью Office 2007, Exchange Server 2007 и других продуктов, хотя IBM продолжает удерживать позиции за счет своих инициатив в области Web 2.0.

Компания анонсировала эти инициативы во время открытия Lotusphere.

«Я думаю, что IBM необходимо отмежеваться от прошлого, и их усилия в отношении социального программного обеспечения и являются такой попыткой, — заметил Остин. — В долгосрочной перспективе победить в конкурентной борьбе за массовое решение электронной почты IBM вряд ли удастся».

Остин признал, что IBM опережает Microsoft в том, что касается приложений совместной работы и социальных приложений, но такую передовую технологию использовать готовы далеко не все.

Кроме того, опрос показал, что не многие удовлетворены предлагаемыми решениями.

В частности, 50%p респондентов, использующих одну из платформ, не довольны ею и намерены перевести по крайней мере часть своих пользователей на новую почтовую систему, либо уже переходят, либо хотели бы перейти, но не могут в силу каких-то причин.

Несмотря на то что уровень неудовлетворенности был весьма высок, действительно перешли к другому производителю всего 10%p респондентов, что вылилось в 5%p общего числа рабочих мест электронной почты.

Результаты показывают, что обе компании могут потерять около 29%p имеющихся рабочих мест электронной почты. Многие случаи перехода к другому производителю были связаны с консолидацией, поскольку примерно треть респондентов объявили, что они используют продукты электронной почты и IBM, и Microsoft.

На долю таких респондентов приходится примерно треть всех рабочих мест электронной почты, о которых сообщалось в этом опросе.

Разница была в том, что 96%p компаний, отказавшихся от продуктов IBM, перешли на платформу Microsoft, а из тех, кто только планировал выбрать другую платформу, 78%p среди возможных производителей рассматривали Microsoft.

Из компаний, ранее использовавших продукты Microsoft, только 44%p в качестве новой платформы электронной почты выбрали решение IBM, а из планировавших отказаться от системы Microsoft лишь 42%p в списке возможных кандидатов на нового поставщика указывали IBM.

В отчете отмечается, что сосредоточенность на противостоянии IBM и Microsoft не позволила аналитикам Gartner более подробно остановиться на том, что они назвали «следующим возможным революционным сдвигом на этом рынке», а именно на тенденции к использованию массовых, основанных на стандартах решениях электронной почты, предлагаемых сторонними производителями.

Согласно прогнозам Gartner, к 2010 году значительной составляющей рынка корпоративной электронной почты станут сервисы электронной почты, предлагаемые сторонними поставщиками.

К этому же времени по крайней мере 8%p пользователей электронной почты и календарей в компаниях, в которых работает 500 и более сотрудников, будут в качестве основной корпоративной службы электронной почты применять внешние сервисы.

Добавить комментарий

всё о почтовых и курьерских услугах